Реальная стоимость обучения и из чего она складывается
Наиболее спекулятивным маркетинговым инструментом у частных и автошкол и инструкторов-частников, с помощью которого они привлекают своих клиентов, является стоимость обучения. При этом она абсолютно непрозрачна, поскольку никто не предоставляет для ознакомления подробную калькуляцию, которая могла бы доходчиво объяснить, какие составляющие и на основании каких именно расценок включены в сумму теории и практики вождения.
Автошкола по своей сути является коммерческой структурой, стоимость услуг которой традиционно имеет следующие составляющие:
Ø оплата аренды помещений, в нашем случае – еще и площадки или автодрома, если земля и здания не находятся в частной собственности;
Ø оплата аренды или амортизационные отчисления за эксплуатацию материально-технической базы (автотренажеров, автомобилей, систем навигационного наблюдения на специальных автоматических автодромах, компьютеров и др.);
Ø оплата коммунальных услуг, электроэнергии, отопления, услуг провайдеров, телефонии;
Ø оплата непроизводственного штата сотрудников – администрации, бухгалтерии, автослесарей и др.;
Ø оплата труда преподавателей и инструкторов по вождению;
Ø приобретение расходных материалов на организацию процесса обучения вождению – литературы, обучающих дисков, масла, бензина, антифриза, тормозной жидкости и др.;
Ø налоговые отчисления;
Ø непроизводственные расходы (транспортные и другие затраты).
С учетом того, что «пропускная» способность автошкол довольно ограничена, а на рынке нужно сохранить как можно более высокую конкурентоспособность, зарплата преподавателей и автоинструкторов имеет тенденцию к постоянному снижению. Этим фактом в целом и объясняется низкий квалификационный уровень состава преподавателей и характерное для автошкол стремление развести клиентов, причем по максимуму и любым возможным способом.