Важные советы начинающим водителям
Авария на скорости всего лишь в 8 км/ч может послужить причиной смерти не пристёгнутого ребёнка. Никогда не перевозите ребёнка у себя на коленях или на руках. При резком замедлении в момент аварии вес вашего ребёнка может возрасти до 20 раз, и вы не сможете его удержать. Не пристёгивайтесь одним ремнём с ребёнком: в аварийной ситуации вы раздавите его весом своего тела, возрастающим так же под воздействием отрицательного ускорения во много раз. Никогда не помещайте детское сиденье на переднее пассажирское сиденье не блокировав действие подушки безопасности.
Специальные сиденья для перевозки детей помогут сохранить их жизни во время аварии. Пользуйтесь детскими сиденьями, подходящими по размеру и весу для вашего ребёнка. Покупайте только сертифицированные сиденья только известных производителей в фирменных магазинах или на дилерских автоцентрах. Правильная установка качественного сидения с фиксированием ребёнка ремнём безопасности может предотвратить 90% травм.
В районе педалей не должно находится посторонних предметов, поэтому строжайшим образом запрещается складывать под водительским сидением какие-либо предметы. При применении ковриков, следите, чтобы они были закреплены и не сбивались в сторону педалей. Известны случаи, когда сбившийся коврик давил на педаль газа, что привело к аварийной ситуации. А если какой-то предмет попадает под педаль тормоза — это может закончится трагедией.
При поиске места для остановки или стоянки после на лоне природы продолжительного движения с большой скоростью по загородному шоссе никогда не паркуйтесь так, чтобы под днищем оказалась сухая трава, сучья, сено или листья. Дело в том, что катализатор, как элемент выхлопной системы автомобиля находится под днищем автомобиля и во время поездки раскаляется до 800 градусов. Он может в любой момент моментально воспламенить горючие материалы под машиной и возникнет настоящий пожар. Имейте в виду, что автомобиль сгорает «до тла» всего за несколько минут.
Надо ли прогревать мотор перед поездкой? На современных автомобилях пуск двигателя даже в холодное время года не вызывает проблем в том случае если в порядке АКБ. Заменяйте АКБ через три-четыре года эксплуатации! Сразу после пуска мотор работает устойчиво и принимает газ, значит можно трогаться с места и ехать. Но первые километры требуется проехать с маленькой скоростью, чтобы прогрелось масло в коробке, заднем мосту и моторе, а температура охлаждающей жидкости обеспечила выход мотора на рабочий режим! На современных автомобилях автоматическая коробка отрегулирована так, что после холодного пуска она переключает передачи позже, то есть выкручивает на каждой передаче больше оборотов. Это слышно по звуку двигателя. Такая работа на повышенных оборотах позволяет быстрее прогреть катализатор и выйти на рабочий температурный режим двигателю и самой коробке.
Если вы не пристёгнуты ремнями безопасности, то в случае аварии вы ударитесь о руль, щиток приборов, ветровое стекло или переднюю стойку кузова автомобиля. Не пристёгнутые ремнями безопасности водитель и пассажиры в случае аварии подвергают себя смертельному риску получить серьёзные или смертельные повреждения от ударов о различные предметы, так как в большинстве случаев в момент аварии они вылетят из автомобиля. Пассажиры на задних сидениях, не пристёгнутые ремнями рискуют погибнуть или получить серьёзные травмы в три раза чаще по сравнению с пристёгнутыми пассажирами.
При движении в гололёд или на обледенелых участках дороги на автомобиле с автоматической коробкой не пользуйтесь принудительным включением понижающей передачи для помощи в торможении. Невозможность сравнять обороты перегазовкой как на автомобилях с механической коробкой создаст большую опасность заблокировать ведущие колёса в момент переключения. Это вызовет моментальный занос автомобиля!
Помните, что с выключенным мотором на современной машине не работают сервоусилители. Значит руль становится неимоверно тяжёлым. А эффективность тормозов снижается во много раз. Это веская причина чтобы отказаться от буксировки машину с неработающем двигателем за другим автомобилем на тросе. Даже жёсткая сцепка не решит все проблемы, так как руль останется очень тяжёлым. При необходимости перевозки такой машины лучше всего вызвать специальный эвакуатор.
Очень важно поддерживать в шинах давление, предписываемое заводом-изготовителем. Автомобиль с приспущенными шинами может выйти из-под контроля водителя в казалось бы безобидных ситуациях в повороте и при торможении. Особенно важно проверить давление в шинах перед началом движения с большой скоростью, перед путешествием на большие расстояния, при поездке на гружёном автомобиле и при высоких температурах.
При торможении на скользком участке дороги не переключайте КПП на понижающие передачи! Это опасно! Переключение вниз может привести к моментальной блокировке ведущих колёс в момент переключения. Это вызовет моментальный занос автомобиля!
Помните, что включённый прибор поддерживающий постоянную скорость — «круиз-контроль» (по-немецки «темпомат») не может учитывать дорожную обстановку и соблюдать предписывающие знаки! Вся ответственность за превышение скорости лежит на водителе. Не включайте эту систему при плотном движении! Не пользуйтесь круиз-контролем в гололёд!
При езде с большой скоростью в дождь в поворотах и возникновении эффекта аквапланирования (когда шины всплывают на плёнке воды и автомобиль становится неуправляемым), никакая электронная система помощи водителю в управлении автомобилем ESP, ABS, BAS не спасёт от аварии!
Если вспыхнул символ работы электронных систем, обычно он жёлтого цвета и имеет различную символику (на мерседесах — восклицательный знак), водителю следует:
— при разгоне ослабить давление на педаль газа;
— при езде с постоянной скоростью или прохождении поворота несколько убавить газ;
— не выключать в этот момент систему ESP;
Невыполнение этих требований может вызвать потерю управления и занос автомобиля! Слишком быстрая езда повышает опасность аварии и создаёт предпосылки возникновения ситуации в которой электронные системы помощи водителю окажутся бессильны!
Если символ работы электронных систем горит постоянно, это свидетельствует о выключенном режиме этих систем! Ведите автомобиль строго в соответствии с дорожной обстановкой.
Пристёгивайтесь перед каждой поездкой, даже очень короткой. Несколько секунд, требующиеся на пристёгивание ремней, спасут вашу жизнь. Прежде чем трогаться с места, водитель должен убедиться. Что все пассажиры пристёгнуты. Пользование ремнями безопасности повышает ваши шансы уцелеть в аварии на 60%.
При транспортировке автомобиля, оборудованного ESP с поднятой передней осью мотор ни в коем случае не должен работать. То же самое относится к проверке стояночного тормоза на тормозных барабанах во время прохождения технического осмотра или проверки эффективности тормозов на станции технического обслуживания. В этот момент электроника может выдать команду торможения, что вызовет разрушение задних тормозов.
Парктроник, то есть парковочный помощник является не основным, а вспомогательным средством при маневрировании, заезде на стоянку, парковку или в гараж. Он не может заменить внимания водителя! Водитель не должен рассчитывать на то, что парктроник распознает абсолютно все препятствия на пути автомобиля. Таким образом, вся ответственность лежит на водителе, и именно он несёт ответственность за людей и животных, которые могут пострадать при движении автомобиля задним ходом.
Парктроник может и не распознать некоторые низкие предметы, находящиеся в непосредственной близости от автомобиля, например ограду газона или дышло прицепа. Поэтому при движении задним ходом водителю требуется проявлять повышенное внимание, чтобы не повредить свой автомобиль.
Прежде чем выходить из автомобиля с автоматической коробкой, двигатель которого работает, переведите рычаг в положение «Р» и затяните стояночный тормоз. Иначе автомобиль тронется с места. Никогда не оставляйте автомобиль с работающим двигателем без присмотра, так как он является потенциальным источником повышенной опасности.
Никогда не меняйте положение руля во время движения автомобиля и не двигайте сиденье в салазках вперёд назад! Это может привести к потере контроля за автомобилем на дороге, и закончится аварией.
Если легкосплавные колёса вашего автомобиля крепятся болтами, а запаска смонтирована на стальной диск, убедитесь в том, что более короткие болты, подходящие для крепления стального диска находятся в автомобиле. Иначе вы не сможете использовать запасное колесо в случае прокола одного из основных колёс.
Не оставляйте детей без присмотра в автомобиле. Они могут нанести ранения друг другу дверьми или серьёзно пострадать, то есть оказаться зажатыми поднимающимися электрическими стёклами дверей.
Даже коротковременно покидая автомобиль, например на бензоколонке, всегда выключайте мотор и вынимайте ключ зажигания из замка и берите его с собой. Ключ лучше всего держать при себе во внутреннем кармане, закрывающимся на застёжку-молнию.
Многие боковые зеркала заднего вида уменьшают реальную картинку и искажают расстояния. Объекты в них кажутся дальше. Чем они находятся на самом деле. Обратите внимание на эту погрешность и постарайтесь всегда учитывать её.
Внутреннее зеркало заднего вида с автоматическим режимом против ослепления фарами едущего сзади автомобиля, реагирует только на прямое попадание лучей света на свой сенсор. Автоматический режим не будет работать, если заднее стекло закрыто шторкой или светоотражающей плёнкой!
Не переключайте внимание на различные дисплеи или кнопки на руле. Пользование бортовым компьютером и другими системами не должно отвлекать вашего внимания от управления автомобилем, поэтому отвлекаться на его обслуживание можно только на остановках. Не забывайте о том, что автомобиль даже на скорости в 50 км/ч каждую секунду проезжает 14 метров.
При включении цикла рециркуляции, когда в машину не поступает воздух извне, при температуре ниже пяти градусов по цельсию, стёкла очень быстро запотевают и водитель может потерять видимость. Включайте этот режим только на короткое время!
Электронные системы помощи водителю не в силах отменить законы физики. Выбор соответствующей скорости для конкретных погодных условий остаётся на совести водителя. Избегайте излишнего риска, несмотря на повышенный потенциал безопасности, обеспечиваемый электронными системами.
Управление автомобилем при температуре воздуха в салоне выше 25 градусов по Цельсию быстрее утомляет, приводит к снижению внимания и увеличению времени реакции. При дальнейшем увеличении температуры до 35 градусов умственная деятельность ухудшается, замедляется реакция. Появляются ошибки и внимание снижается. Как минимум на 10%.
Во время дождя стёкла фар омываются, как правило, потоками воды, но как только дождь стихает, дорожная грязь оседает на стёклах фар и интенсивность светового пучка фары снижается в несколько раз. Если ваш автомобиль не оборудован омывателями фар, а вы едите ночью или при плохой видимости, не забудьте остановиться через 10–15 минут после окончания дождя, чтобы протереть фары. Протрите так же стёкла, габаритные и тормозные фонари, указатели поворотов. Это залог вашей безопасности! Не забудьте протереть и номерные знаки.
Перед длительной поездкой с большой скоростью поднимите давление в шинах вашего автомобиля, как минимум на 0.2 бар если вы отправляетесь в путь в одиночестве или вдвоём. Если машина пойдёт с полной загрузкой, давление можно увеличить на 0,5 бар. Помните, что в процессе движения шины нагреваются в среднем, на 0,5–1 бар и это надо учитывать при проверке давления.
При движении в тумане не забудьте включить противотуманные фары и задний противотуманный фонарь (находится слева по ходу автомобиля). Не рекомендуется ехать со скоростью, остановочный путь (тормозной путь + время реакции водителя) при которой длиннее чем зона видимости перед автомобилем. Это очень опасно!
Современные автоматические коробки передач с электронным управлением не требуют замены масла на всём протяжении эксплуатации. Отказывайтесь менять масло в них, если вам это предлагают работники автосервиса, а вы обслуживаетесь не на фирменной дилерской станции. Специалисты дилерских центров могут предложить заменить масло в АКПП (применяется только специальное синтетическое масло), если в её работе замечены недостатки. Часто после такой замены они самоустраняются.
Если температура воздуха выше точки замерзания, это не является гарантией того, что дорога свободна от гололедицы, в частности, на мостах и лесных дорогах.
Если контрольная лампа включения стояночного тормоза продолжает гореть, несмотря на его отпускание, это указывает на недостаточный уровень жидкости в бачке. Причиной низкого уровня может быть утечка тормозной жидкости или предельный износ тормозных накладок. Это может привести к выходу тормозной системы из строя.
Езда с высокой скоростью, особенно в поворотах, аквапланирование и езда с недостаточной дистанцией к впереди едущим автомобилям повышает фактор риска попасть в аварию. АБС тормозов не в состоянии уменьшить этот риск.
Для замены проколотого колеса выберете безопасное место. Не останавливайтесь в узких местах, на поворотах и перекрёстках. Лучше всего найти подходящую площадку в стороне от дороги. Опорная площадка домкрата должна быть твёрдой и ровной. На рыхлом грунте лучше пользоваться твёрдой подкладкой. Обязательно выставляйте знак аварийной остановки и включайте «аварийку». Зафиксируйте автомобиль стояночным тормозом, включите первую или заднюю передачу (с «автоматом» включита «Р»). Чтобы автомобиль не сдвинулся с места при подъёме домкратом, подложите под колесо, расположенное по диагонали к заменяемому специальный упор или подходящий предмет.
После замены легкосплавных колёс, через 10–20 км необходимо подтянуть болты или гайки их крепления (момент затяжки 150Нм). Обязательно следите за уровнем масла в новом автомобиле! Детали мотора притираются и через 5–8 тыс.км. пробега вы можете обнаружить сухой щуп. Если масло вовремя не долить можно серьёзно вывести двигатель из строя.
Если ночь вам навстречу едет транспортное средство с одной фарой, всегда лучше предположить, что это автомобиль с неработающей левой фарой и взять правее.
Самый верный способ избежать ослепления встречными фарами, на загородных дорогах, смотреть на обочину дороги. Там могут быть пешеходы. Ни в коем случае не смотреть на фары! В тёмное время не рекомендуется включать свет внутри салона.
Слишком долгий прогрев двигателя в холодное время ведёт в преждевременному износу деталей двигателя, увеличения расходу топлива и масла. Время прогрева можно сократить так: после двух — трёх минут работы на холостых оборотах начните движение, с малой скоростью не нагружая двигатель интенсивными разгонами. Через 3 — 5 километров он уже прогреется.
При эксплуатации зимних шин руководствуйтесь правилом 4×4×4. Это значит, глубина протектора не менее 4 мм, все четыре шины должны быть зимними с одинаковым рисунком протектора и срок службы зимней шины не должен превышать четырёх лет. Задубевшая от долгого хранения резина резко снижает сцепные качества шины.
Травмы шейного отдела позвоночника представляют собой самый распространённый вид травм водителя и пассажиров машины. Они могут быть очень болезненными и вызывать боли, которые не проходят много лет после аварии. Даже лёгкие симптомы: головная боль. Потеря эластичности мышц и головокружение могут длиться месяцами.
Для предотвращения травмы шейного отдела позвоночника рекомендуется ездить только с установленными и отрегулированными подголовниками. Правильно отрегулированный подголовник должен быть как можно ближе к затылку, его вершина должна находиться вровень с верхней частью головы и ни в коем случае не ниже уровня глаз. Подголовники разных марок и моделей машин обеспечивают разную степень защиты.
Изношенные шины ухудшают характеристики управляемости автомобиля, увеличивают тормозной путь и на скользкой дороге могут вызвать занос или снос с последующим вращением автомобиля.
Недостаточно накаченные шины снижают управляемость, увеличивают тормозной путь, приводят к их повышенному износу.
Шины с повышенным давлением снижают сцепление с дорогой, уменьшают устойчивость автомобиля при торможении, удлиняют тормозной путь, ухудшают управляемость.
Проверяйте давление в шинах не реже одного раза в месяц. На современных автомобилях правильные значения давления в шинах нанесены в виде таблички на торце водительской двери, на центральной стойке кузова или на обратной стороне лючка бензобака.
Проверяйте шины на наличие повреждений, порезов и трещин. Даже незначительный неравномерный износ должен стать объектом проверки специалистами.
Большинство моделей шин имеют индикаторы износа протектора. Эти индикаторы проявляются на беговой поверхности шины, когда протектор изношен до глубины 1,6 мм, что указывает на необходимость замены шины.
Если на ходу спустило заднее колесо, водителю бывает трудно это определить, и он может проехать значительное расстояние, что опасно и наверняка погубит шину. Если появился дополнительный внешний шум, центральная спица руля изменила своё обычное положение или автомобиль начал «плавать» по дороге, осторожно плавно тормозите и ищите место для замены одного из задних колёс.
Вождение под воздействием алкоголя часто становится причиной смерти. Не употребляйте алкоголь, если Вы собираетесь сесть за руль. Никогда не садитесь в машину к нетрезвому водителю. Алкоголь вызывает сонливость, понижает концентрацию внимания, снижает скорость реакции, приводит к неверной оценке расстояния и скорости.
Если принимать алкоголь поздно вечером, то наутро концентрация алкоголя в крови всё ещё может превышать допустимую норму.
Вождение под воздействием наркотиков и сильных лекарственных препаратов может привести к смерти. Многие лекарственные препараты вызывают сонливость и другие побочные эффекты. Обязательно прочитайте инструкцию на флаконе или упаковке, проконсультируйтесь с врачом, прежде сем садиться за руль после приёма лекарств.
Некоторые лекарственные препараты понижают концентрацию внимания, снижают скорость реакции, приводят к неверной оценке расстояния и скорости.
Уже при температуре семь градусов тепла по Цельсию сцепление зимних шин с поверхностью дороги значительно лучше, чем у летних шин, рассчитанных на жару и теряющих свою эластичность с понижением температуры.
Маркировка M+S (Matsch & Snow) не является стопроцентной гарантией, что перед вами зимние шины. Это могут быть всесезонные или внедорожные шины в конструкции которых отсутствуют ламели (частые прорези) для зимних условий. Подтверждением, что перед вами действительно зимние шины будет символ на боковине с изображением снежинки.
Установка спинки сидений в положении, препятствующем точному прилеганию ремня безопасности опасна при аварии. Устанавливать спинку сидения почти вертикально! Спина должна плотно прилегать к спинке сидения, а лопатки опираться на неё, а ремень должен проходить в плечевой зоне.
Подушки безопасности обеспечивают предусмотренную защиту только в случае пристёгивания ремнём безопасности водителя и пассажира. Ремни безопасности, повреждённые или испытавшие большую нагрузку во время аварии, следует заменить.
Не забывайте блокировать возможность открывания задних дверей, если там находятся дети.
Некоторые водители весной, когда растаял лёд и снег, а температура воздуха постоянно выше 7 градусов по Цельсию не спешат менять зимние шины на летние, затягивая эту процедуру до середины лета. Напрасно! Ездить летом на зимних шинах так же опасно, как и на летних шинах зимой, из-за значительного увеличения тормозного пути. Дело в том, что рассчитанные на низкие и минусовые температуры зимние шины имеют слишком мягкий для плюсовой температуры состав резины, что сильно снижает сцепление зимней шины с летней дорогой.
В последние время получают распространение шины, изготовленные по технологии Run flat. Их жёсткие боковины позволяют даже на проколотой шине проехать как минимум 100–200 км со скоростью до 80 км/ч. при минимальной потере управляемости и незначительном увеличении тормозного пути. Такие шины рекомендуется устанавливать только на автомобили с индикатором давления в шинах, поскольку невозможно отличить целую шину от повреждённой. Кроме того шины Run flat (за исключением нескольких видов) не подлежат ремонту.
Следите за тем, чтобы все четыре шины, устанавливаемые на автомобиль были одного размера, одной модели и от одного производителя. В противном случае может пострадать управляемость вашего автомобиля.
Нередко у современных шин есть явно выраженная специализация, например, шина, сконструированная для экономии топлива, может не обеспечивать хорошей управляемости и устойчивости. Или, например, скоростная шина, за счёт низкопрофильной конструкции не предоставляет достаточного комфорта при обычной езде.
Учёными установлено, что цвет автомобиля влияет на оценку его скорости и расстояния до него. Красный автомобиль всегда кажется быстрее и ближе, чем на самом деле, а синий и зелёный — наоборот. Чёрные машины кажутся меньше. Чем они есть на самом деле. А белые — больше.
При включении любого режима автоматической коробки передач, не допускается при нажатой педали тормоза, давать газ. Буксировку немецкого автомобиля с АКПП можно производить только при включённом двигателе, поставив селектор в положение «N», придерживаясь правила 50×50, то есть со скоростью не более 50 км/ч и на дистанцию не более 50 км. Американские автомобили с «автоматами» буксировке не подлежат, так как это окончательно выведет «автомат» из строя. Транспортировать такие можно только на эвакуаторе, или с разъединённой, при помощи инструмента, трансмиссией.
Надпись SRS (Supplemental Restraint System) на центральной облицовке руля, закрывающей подушку безопасности автомобилей Mercedes означает наличие комплексной системы безопасности, включающей все или часть составляющих: боковые подушки безопасности и боковых стёкол, натяжитель и ограничитель усилия ремней безопасности.
Два, три коротких сигнала дальним светом предупреждают встречного водителя, что впереди ждёт встреча с сотрудниками ДПС, серьёзные повреждения дороги, или ещё какая-либо опасность. Длинный сигнал дальним светом означает, что вас просят уступить дорогу. Короткий сигнал свидетельствует о том, что вас пропускают. При движении по загородному шоссе водители больших автопоездов-фур могут подавать сигналы следующим за ними легковым автомобилям: левый указатель поворотов — не обгоняй, правым — обгоняй, встречная полоса свободна. Отблагодарить другого водителя можно поднятием руки и включением «аварийки» на два-три цикла. К, сожалению, далеко не все водители знают о том, что означают подобные сигналы, и реакция на них может быть неоднозначной.
Машину в гараж ставят передним ходом так как в этом случае воздух в помещении загрязняется выхлопными газами меньше.
Каждый раз перед началом движения следует удостовериться в том, что все колёса накачены, а номерные знаки на месте.
По возможности, старайтесь не парковаться на длительное время в безлюдных слабоосвещённых местах вблизи культурных центров, театров, стадионов. Этим вы показываете потенциальным взломщикам и угонщикам автомобилей, что будите отсутствовать как минимум два часа. Старайтесь оставлять автомобили только на охраняемых стоянках.
Если водитель движущегося перед вами автомобиля затормозил или резко снизил скорость, не пытайтесь сразу его обгонять. Сначала выясните причину, почему он это сделал. Впереди может быть невидимое вам препятствие.
В зимнее время дороги скользкие и дистанция должна быть увеличена как минимум, в два, а то и в три раза. Это очень важно, так как даст вам возможность затормозить или совершить манёвр объезда, если машину перед вами начнёт заносить и разворачивать.
Разговаривать по мобильному телефону опасно! Учёные доказали, что реакции водителя, пользующегося мобильным телефоном за рулём так же заторможены, как и у водителя, находящегося в средней стадии алкогольного опьянения.
В случае острой необходимости отвечать на звонки, пользуйтесь системой Hands-free, но помните, что ваше внимание на дорогу все равно снижается и это может помешать, вам правильно определить дистанцию, расстояние, сохранить полосу движения, выбрать безопасную скорость! Не беседуйте подолгу, никогда не в ступайте в споры, а лучше сверните на обочину или стоянку и остановите машину. Составлять и читать текстовые сообщения можно только когда машина остановлена.
Особенно опасно несоблюдение дистанции. Двигаться вплотную за впереди идущей машиной даже на маленькой скорости, значит умышленно создавать аварийную ситуацию.
Превышение скорости ведёт к серьёзным ошибкам в управлении автомобилем и это — основная причина ДТП. Учитесь выбирать безопасную скорость. При неблогоприятных погодных условиях выбирайте такую скорость, которая позволит вам остановить машину в пределах зоны видимости. Выбирайте скорость в зависимости от состояния и покрытия дороги, вашего стажа за рулём и интенсивности движения, погодных условий и времени суток.